Как Россия встречает «партнеров» у своих границ: Отказ систем F-35 и нервные срывы пилотов

Дальнобойные российские системы радиоэлектронной борьбы могут превратить многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35 в груду металла и деморализовать летчиков – и это не фигура речи

Истребители-невидимки F-35 вблизи российских границ демонстрируют радиолокационную заметность и ненадежность, пилоты НАТО получают психические травмы от нелетальных встреч с системами РЭБ и истребителями Воздушно-космических сил России. Подобное «сдерживание» Москвы выглядит абсурдным.

Американские пилоты F-35 жалуются на сбои в бортовых системах и потерю связи над Балтийским и Черным морями. Примерно в 500 километрах от российских границ помехи средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) начинают подавлять «летающие компьютеры». Предположительно, действует комплекс «Мурманск-БН», который способен выжигать электронику боевых самолетов США и НАТО на удалении до пяти тысяч километров. Подобные системы РЭБ могут превратить многоцелевые истребители-бомбардировщики F-35 в груду металла, деморализовать летчиков, и это не фигура речи. Недавно пилоту F-35 итальянских ВВС потребовалась помощь психолога – после встречи в небе с российским истребителем Су-30СМ и его средствами РЭБ над Балтийским морем.

Итальянский офицер рассказал, что часть систем F-35 вышла из строя: «Я был на пределе. Страх настолько сковал меня, что достиг даже кончиков пальцев на ногах. Я понимал, что русский летчик проверяет мои возможности и возможности моего самолета… У меня непроизвольно потекли слезы».

После возвращения на авиабазу у итальянца диагностировали нервный срыв. Офицера отстранили от полетов и отправили на родину. Таким вот образом ВВС НАТО в формате Baltic Air Policing «сдерживают» Россию вблизи ее границ. Пилоты альянса непривычны к боевому превосходству в воздухе вероятного противника, отсюда жалобы и психические травмы на маршруте патрулирования. Заметим, гораздо опаснее нелетальных маневров и систем РЭБ истребителя Су-30СМ «невидимая» для противника управляемая ракета «воздух — воздух» Р-27ЭА дальностью до 130 км.

Российский многоцелевой истребитель Су-30СМ поколения 4+ создан для завоевания реального превосходства в воздухе, способен взять на борт до восьми тонн боеприпасов – для уничтожения воздушных, надводных, наземных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при воздействии активных и пассивных помех противника. Су-30СМ – самый многочисленный тип современного истребителя российских ВКС и морской авиации, в строю более 130 машин.

Разрушители мифов и концепций

Опасное расширение НАТО на восток, рост иностранной военной инфраструктуры в странах Балтии и в Черноморском регионе вынуждают Москву действовать асимметрично, создавать новейшие системы уничтожения и подавления вероятного противника. Вооруженные силы РФ получают гиперзвуковые ракеты и необычные средства нейтрализации угроз, значительно превосходящие технологически ударные возможности войск и сил коллективного Запада.

Если система радиоэлектронной борьбы «Красуха-4» способна «подавить» бортовое оборудование самолетов ВВС и кораблей ВМС противника на удалении до 300 км, то комплекс «Мурманск-БН» может вывести из строя боевую технику противника на расстоянии в тысячи километров. Кроме того, «Мурманск-БН» способен в автоматическом режиме вести радиоэлектронную разведку, выявлять чужие радиосигналы, то есть глушить связь между командными пунктами и самолетами (кораблями) противника. Подобные средства позволяют нейтрализовать ударные вооружения США и НАТО, ведь боевой самолет (или корабль) без связи, GPS-навигации, оперативной информации становится просто мишенью, которую легко уничтожить (если потребуется). В перспективе средства радиоэлектронной борьбы станут играть главную роль в военных конфликтах разного уровня интенсивности. Вероятно, охватят и космическое пространство – спутники разведки и связи.

Сегодня мобильные комплексы «Мурманск-БН» несут службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах, надежно прикрывая рубежи России – с Кольского полуострова, из Калининграда и Крыма. Фантастический радиус действия в пять тысяч километров (в некоторых случаях – до восьми тысяч) обеспечивает надежный, многократно дублированный контроль огромного операционного пространства – всей Европы и значительной части Атлантического океана, половины Африки, Аравийского моря и Персидского залива, стран Центральной и Южной Азии – до Индии и Китая.

«Красуха-4», «Мурманск-БН» и другие просто уничтожают сетецентрические концепции ведения боевых действий Пентагона и НАТО. Аналогов российских «дальнобойных» систем РЭБ в мире не существует. Неслучайно на форуме национальной обороны в Соединенных Штатах секретарь ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что один из главных козырей Пентагона – военная авиация – нуждается в серьезном сокращении, списании самолетов, вертолетов и БПЛА, которые не способны принести пользу в противостоянии с высокотехнологичным противником.

Эту позицию поддержал начальник штаба ВВС США Чарльз Браун, напомнив о потерях беспилотных стратегических разведчиков, сбитых ПВО Ирана в 2019 году и ПВО Сирии в 2020 году (сразу два за один день). Речь идет о списании более 160 летательных аппаратов, включая 20 достаточно современных разведывательных дронов RQ-4 Global Hawk Block 30 по 140 миллионов долларов за штуку. Модификация RQ-4B Global Hawk Block 30 принята на вооружение ВВС США в 2011-м.

Несмотря на активные продажи «невидимок» F-35 союзникам, этот самолет до сего дня не прошел испытания в Пентагоне, не одобрен к серийному производству в Соединенных Штатах и вне рекламных роликов достаточно уязвим. Технологическое отставание Пентагона ни для кого уже не секрет. Вот и министр обороны США Ллойд Остин парадоксальным образом склоняется к решению военно-политических проблем исключительно дипломатическим путем – даже в таких горячих точках, как Украина и Тайвань. Очевидно, Вашингтон всерьез опасается исхода вероятных и «драматических для США» высокотехнологичных войн.

Спутник-Латвия