«Никогда мы не будем братьями»: как сложилась судьба майданной поэтессы Дмитрук
Украинская поэтесса Настя Дмитрук стала популярной благодаря написанному под влиянием стояния на Майдане стихотворения «Никогда мы не будем братьями». Но дальнейшая творческая судьба сочинительницы оказалась не такой яркой.
Государственный переворот 2014 года на Украине стал трамплином в большую литературу для молоденькой киевлянки Анастасии Дмитрук. Правда, через три года оказалось, что или разбег был слабоват, или толчок пошел не стой ноги, но никаких других ярких произведений, помимо стартового, она создать не в состоянии.
Стихотворение про «не будем братьями», по заявлению самой поэтессы для украинского журнал «VGORODE» прорвалось у нее как кровотечение. Оставим в стороне тот факт, что прорываются в основном гнойники. В конце концов, родившаяся в 1991 году Дмитрук может искренне считать родным языком украинский, а какие в нем устоявшиеся словосочетания — известно по большей части лингвистам. Но если рассматривать единственное известное произведение Анастасии, то сразу становится видно, что написано оно под влиянием момента, на эмоциях.
Такие стихи не могут не понравиться тем, кто испытывает схожие чувства. Поэтому в первоначальном всплеске популярности ничего невероятного нет. Стихотворение полностью отвечало настроениям сторонников госпереворота. Но уже тогда можно было сделать вывод, что после угасания эмоционального накала ничего более значимого юная поэтесса написать не сможет.
В соответствии с поговоркой «куй железо, пока горячо» тогда еще студентка Киевского политехнического института печатает в типографии родного учебного заведения первый (и единственный) сборник стихов, которые она сочиняла с 12 лет. Началось ее турне по армейским частям, которые тогда вели «антитеррористическую операцию».
Девушка бросает подработку и окончательно становится активисткой. И, видимо, в этот период ее поэтический дар начинает чахнуть. В 2015 году Анастасия окончательно понимает, что у Майдана были не только сторонники, но и выгодополучатели, которые ради собственного благополучия предали то, что она считала «идеалами революции». У нее выходит куда более слабое стихотворение «Маски сорваны, верить некому». В этот же период молодой человек Дмитрук, спасаясь от призыва в действующую армию, бежит в Россию.
Тем не менее, в апреле 2016 года она получает звание «Киевлянка года — 2015». Затем премию украинского кабмина «за особые достижения молодежи в развитии Украины» и награду Всеукраинской премии «Женщина III тысячелетия».
А уже в 2017, всего через три года после всеукраинского триумфа, Анастасия Дмитрук, воспользовавшись главным достижением Майдана, перебирается на постоянное место жительства в Чехию.
С литературой на чужбине поэтесса не завязала, подавшись в книготорговлю. Теперь она представляет книги других малоизвестных писателей и участвует в массовых семинарах. А стихи Дмитрук, которые она продолжает писать, по большей части не выходят за пределы ее же аккаунтов в социальных сетях.
Григорий Ажданин