Надо было договариваться с «Газпромом»: Катар выдвинул жесткие условия для поставки газа в ЕС
Катар в состоянии заместить российский газ в Евросоюзе своим СПГ. Однако требования, выдвинутые Дохой, заставляют европейцев задуматься, не проще ли будет помириться с Россией.
Взрывной рост цен на газовом рынке ЕС поставил европейцев перед неприятным фактом. Производители СПГ. В первую очередь, разумеется, США, не воспринимают старый свет как премиальный рынок. В момент острого энергетического кризиса газовозы отправились в Юго-Восточную Азию, где цены чуть повыше и отсутствуют бюрократические проволочки.
Но просто так сойти с антироссийского курса Брюссель уже не может, поэтому активно ищет альтернативных поставщиков голубого топлива. Одним из них может стать Катар, вот только Доха с ходу выдвинула руководству ЕС ряд пренеприятных условий.
Во-первых, европейцам надлежит прекратить продавать полученный газ за пределы ЕС. Давать возможность Польше или кому-либо еще зарабатывать на перепродаже сырья Украине в ближневосточном эмирате не согласны.
Во-вторых, катарцы требуют ровно того же, чего предлагал европейцам «Газпром» — долгосрочных контрактов. Поставлять газ по требованию они не хотят. Это не выгодно с точки зрения планирования.
И в-третьих, Доха требует закрыть антимонопольное расследование против Катара. Оно началось еще в 2018 году, когда Еврокомиссия начала подозревать, что заключенные с ближневосточным поставщиком газа соглашения препятствуют свободе торговли топливом в ЕС. Немалую роль в появившемся требовании, по всей видимости, сыграли также судебные разбирательства Польши с «Газпромом».
Таким образом, Доха требует от ЕС соблюдения таких условий, что выдвини их «Газпром», российский концерн мгновенно заклеймили бы позором во всех европейских СМИ.
Впрочем, у России нет причин переживать за состояние европейского газового рынка. В рамках поездки на открытие Олимпийских игр в Пекине президента РФ Владимира Путина подписаны долгосрочные соглашения на поставку миллионов тонн нефти и миллиардов кубометров газа в Китай. Таким образом, европейское направление перестает быть приоритетным для отечественных нефтегазовых компаний.
Григорий Ажданин