Пять убойных антисанкций против США и Запада. Почему мы их не введем?
Итак – сразу к делу. Оставив за скобками высылку иностранных дипломатов или запрет посольствам недружественных стран нанимать на работу россиян. От них, от таких антисанкций, если честно, — никому ни холодно, ни жарко.
Санкция 1. Прекратить поставки палладия. Это очень редкий металл, половина палладия попадает на мировой рынок из России. Из него делают детали для самолетов, автомобилей, мобильных телефонов, компьютеров. Перестанем продавать палладий на Запад — и электроника может подорожать, а некоторым мелким производителям грозит разорение.
Санкция 2. Прекратить поставки титана. Незаменим в производстве двигателей и других комплектующих для авиации. 65% потребностей Airbus в титане обеспечивает Россия, для Boeing эта цифра составляет 35%. Если Россия перекроет поставки титана, выпуск и ремонт авиадвигателей сразу встанет и западные авиагиганты понесут убытки.
Санкция 3. Запретить крупным западным компаниям работать в России. Депутаты Госдумы регулярно требуют выгнать из России американский бизнес. Чаще всего депутатские стрелы летят в сторону McDonald’s, Coca-Cola и PepsiCo. Дескать, зарабатывают у нас прибыль для своих заокеанских хозяев, российских конкурентов с рынка вытесняют, а наш народ от их продукции в талии расширяется.
И вообще – паршивая еда, эти бигмаки.
Санкция 4. Закрыть российское небо для западных авиакомпаний. Представьте себе: японская авиакомпания полетит из Токио в Амстердам над Россией, а голландский перевозчик отправится из Амстердама в Токио в обход нашей страны, намотав несколько лишних тысяч километров. У кого билеты будут дороже, от кого убегут клиенты?
Санкция 5. Отказаться от продажи ракетных двигателей Америке. За 20 лет Россия отправила в США больше ста ракетных двигателей для NASA. В нынешнем году американцы ждут от нас еще 10 двигателей. Они используются в ракетах Atlas и Antares, которые доставляют грузы на орбиту.
Есть и другие российские товары, без которых Западу придется непросто. Это и тяжелые вертолеты, и ядерное топливо, и большие астрономические зеркала, и самые тяжелые в мире прессы. Прекратим их продавать и обслуживать — и не будет у них ни новых обсерваторий, ни дешевой атомной энергии.
А у нас — денег. Именно поэтому, а также по другим, еще более серьезным обстоятельствам, мы эти санкции не введем никогда.
Ведь серьезно подорвать экономику Евросоюза и США наши санкции все равно не смогут. А что произойдет, если мы запретим тот же McDonald’s, например.
Для них это станет проблемой, но не катастрофой. А наша страна при этом потеряет крупного налогоплательщика и работодателя: сотни людей останутся без работы, а ведь зарплаты в филиалах западных компаний обычно выше, чем у российских конкурентов.
Или перестанем поставлять на Запад титан для авиастроения. Это доставит проблемы производителям, но рано или поздно они найдут замену российскому титану. А «в отместку» западные страны откажутся в таком случае продавать нам иные компоненты для строительства самолетов, и нам придется остановить свою авиационную программу.
Поэтому для нас важнее — другое. Что собственно мы и делаем. Надо разработать стратегию, которая позволит нам от этих санкций зависеть все меньше и меньше. Причем, не столько обходить их, сколько открыто участвовать в альтернативных системах.
В мире ведь много стран, которые сталкиваются с проблемами из-за санкционной политики США. Это и Китай, и его партнеры из Юго-Восточной Азии, и Ближний Восток, в перспективе — и Южная Америка, и многие страны Африки. Нам нужно объединяться с ними, развивать рынки сбыта, создавать альтернативные системы, которые позволят не только «устоять» при новых санкциях, а развиваться.
Простой пример – с платежной сетью SWIFT, отключением которой нас так пугают. Разработка незападного SWIFT как страховочного механизма на черный день – очень полезная мера, и его прототип Россией уже создан.