Ой какая прелесть… А с кем *конкретно* у Германии контракт на поставку газа?
Сижу это я, роюсь в источниках информации и внезапно натыкаюсь вот на это:
В последнее время немецкоязычные СМИ сходят с ума относительно будущих закупок нефти и природного газа. Поскольку Германия включена Россией в список «недружественных стран», то как и все государства Евросоюза она может приобретать российские энергоносители только за рубли, а не за евро или доллары США, — сообщает Halturnerradioshow.
Опубликовано Блог Государственник
Германия уже заявила, что контракт предусматривает оплату в евро или долларах, а поэтому она не будет платить в рублях. Казалось бы, всё понятно. Однако Германия заключила контракт на поставку газа с компанией «ГАЗПРОМ Германия» (GAZPROM Germania GmbH), находящейся в Берлине, а не с «Газпромом» из России!
Знают ли германские власти о том, что это две абсолютно разные организации? Компания «ГАЗПРОМ Германия» зарегистрирована в Берлине и является штаб-квартирой диверсифицированного конгломерата «ГАЗПРОМ Германия групп», включающего 40 предприятий, работающих в более чем 20 странах Европы, Азии и Северной Америки.
«ГАЗПРОМ Германия» до самого последнего времени являлась 100 % дочерней компанией российского «Газпрома». В пятницу «Газпром» вышел из числа участников немецкой компании «ГАЗПРОМ Германия» и из всех её активов. «Газпром» больше ничего не связывает с его бывшей берлинской «дочкой».
Равно, как и «ГАЗПРОМ Германия» утратил какое-либо отношение к российскому газу, а значит покупать он его будет на общих основаниях.
Да ну, да не может быть, что еще за вбросы??? Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Закрыл новость, а потом на всякий случай решил все-таки заглянуть на официальный сайт нашего народного достояния — и тут же попадаю на такую новость:
31 марта Группа «Газпром» прекратила свое участие в немецкой компании GAZPROM Germania GmbH и всех принадлежащих ей активах, в числе которых — Gazprom Marketing & Trading Ltd. Соответствующее сообщение о существенном факте опубликовано сегодня.
Да ладно???
Позвольте кое-что объяснить. Соль ситуации, так сказать:
Согласно Энергохартии и Третьему энергопакету Евросоюза, все до единого поставщики энергоресурсов обязаны были входить в правовую систему ЕС. Пусть не сами, но через дочерние компании обязательно — и Gazprom Germania GmbH как раз и была такой «дочкой». Приезжать на переговоры о поставках российского газа наши бывшие партнеры предпочитали в штаб-квартиру Газпрома, а уже после, на стадии оформления и подписания контрактов, в дело включались европейские дочерние компании — и ВСЕ контракты с покупателями из Евросоюза подписывались Gazprom Germania GmbH и другими дочерними структурами российского монополиста.
Иного и быть не могло, в противном случае контракты выпадали из правового поля Евросоюза — а европейцы считали это недопустимым. Поэтому Газпром и мог использовать только арбитражные суды Европы, хоть в Стокгольме, хоть в Лондоне (пока британцы входили в ЕС). Теперь же, после официального выхода Газпрома из дочерних компаний, ситуация развернулась в прямо противоположную сторону — и это очень любопытный момент. Помните, как в Стокгольме арбитраж вдруг решил дело в пользу Украины с формулировкой «из-за тяжелого экономического состояния страны»? То, что решение было абсолютно неправовым, вам расскажет даже студент юридического института — тем не менее, оно было принято к исполнению.
Теперь Gazprom Germania GmbH, Gazprom Marketing & Trading Ltd, Wingas и еще ряд компаний в Британии, Германии, Швейцарии и Чехии стали «свободными игроками», работающими на газовом рынке ЕС на общих основаниях. То есть без дешевого российского газа. При этом с правовой точки зрения у Газпрома все козыри в руках — как только было объявлено о намерении национализировать эти компании, у Газпрома появились законные основания избавиться от высокорисковых и практически неликвидных активов.
Перевожу на русский: немцы, чехи, словаки и прочие итальянцы могут и дальше требовать исполнения контрактов по поставкам от тех компаний, с которыми у них подписаны договоры — с прошлой пятницы Газпром не имеет к ним никакого отношения. Теперь, чтобы заключить договор напрямую с Газпромом, европейцам понадобится приехать в Россию — и контракты будут заключаться по внутреннему российскому законодательству. Исключительно по внутреннему. А если кто не согласен — добро пожаловать на рынок, наверняка найдете подходящую замену российскому газу.
Безусловно, Еврокомиссия с этим никогда не согласится — и теперь нам остается дождаться, как быстро это «никогда» закончится. И да, три подземных хранилища газа (ПХГ) Газпрома в Германии тоже управлялись дочерними структурами — они были всего лишь операторами, но не владельцами. На сегодня крупнейшее в стране газовое хранилище в Редене (Нижняя Саксония) заполнено всего на 0,5%. Кому сейчас будут принадлежать ПХГ Газпрома, пока до конца не понятно — возможно, немцы решат их национализировать и перепродать на аукционе. В любом случае, согласно европейскому законодательству, Газпром должен будет получить компенсацию за национализированное имущество.
Тут же возникает и еще один вопрос — а за чей счет будут наполнены ПХГ к началу отопительного сезона? И да, Rosneft Deutschland тоже осталась сиротинушкой — похоже, готовится перевод бывших партнеров не только на газорубль, но и на нефтерубль. Учитывая нынешний дефицит дизельного топлива в Европе, перспектива нефтерубля становится куда отчетливее, чем того хотелось бы Европе. Похоже, Россия действует в Европе все агрессивнее и напористее — с чем мы всех нас, собственно, и поздравляем. Мурашки на спине выстроились в хор Сретенского мужского монастыря и грянули гимн Российской Федерации а-капелла.