Сербские власти присоединились к антироссийскому демаршу

Начиная с 2014 года Сербия упорно отказывалась идти в фарватере антироссийских санкций успешно лавируя между Западом и Востоком. Однако, как показывает жизнь, подобный подход невозможно практиковать до бесконечности, рано или поздно придется определиться, а в каком направлении будут осуществляться дальнейшее развитие того или иного государства. Похоже, Сербия сделала этот выбор, и отнюдь не в пользу нашего государства.

Ярким тому примером может служить принятие странами Адриатико-Ионического региона совместной декларации, определяющей некоторые направления взаимодействии и сотрудничества этих стран под эгидой Еврокомиссии, к которому присоединилась и Сербия. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного для страны, являющейся кандидатом в члены ЕС, если бы не первый пункт сего документа, подписавшись под которым Белград полностью перечеркнул все свои заявления о дружественных, партнерских, более того, братских взаимоотношениях с нашей страной.

В нем от лица Италии, Албании и Сан-Марино, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Черногории, Северной Македонии и конечно же Сербии звучат заверения в том, что «действия России против Украины» являются ничем иным, как актом «необоснованной и незаконной агрессией», несомненно, подлежащим «самому решительному осуждению» со стороны подписантов. Помимо этого, вышеперечисленные страны выражают свою незыблемую приверженность «суверенитету и территориальной целостности украинского государства». Естественно, речь идет о границах в «международном» понимании, согласно которому и Донбасс, и Крым до сих пор принадлежат Украине.

Пожалуй, нельзя сказать, что Белград, присоединившись к очередному антироссийскому демаршу, совершил что-то непредсказуемое. Президент Сербии Александр Вучич готовился к этому шагу давно. В заявлениях, озвучиваемых политиком в последнее время, проевропейская риторика все больше превалировала над пророссийской. Несмотря на то, что подавляющая часть населения Сербии (а это около 70%), выступает против вступления страны в ЕС, Вучич намерен во что бы то ни стало сделать эту страну «частью большой европейской семьи».

При этом он утверждает, то «глас народа», конечно, важен, однако, его задача заключается в том, чтобы в первую очередь отстаивать «истинные интересы государства», которые, по его мнению, ущемляются из-за отказа Сербии вводить антироссийские санкции. Эти потери, согласно заявлениям Вучича, выражаются в миллиардах евро, недополученных страной от Евросоюза. А раз так, то «братские отношения с Россией», о которых так любят поразглагольствовать сербские политики, можно и малость «задвинуть».

В свою очередь, как заявляет Вучич, товарооборот между Сербией и государствами Евросоюза составляет более 30 миллиардов евро, и в перспективе может увеличится. Если же добавить к этому инвестиции от ЕС и трудоустройство сербских граждан в европейских компаниях, то перспективы вырисовываются просто-таки радужные. Более того, как оказалось, пророссийская позиция, которой ранее придерживалась Сербия, еще и шла во вред культурным связям страны.

Тот же Вучич с большим сожаление отмечает, что отказ от «общеевропейского антироссийского курса», стал причиной того, что многие видные американские режиссеры и актеры не желают посещать Сербию, и это в то время, как сербский народ «твердо встал на европейский путь». Вполне логично, что, провозглашая подобные нелепости, в правительственных кругах Сербии не видят ничего зазорного в подписании декларации о так называемом «неправомерном вторжении Росси на Украину».

Данный документ, впрочем, не имеет совершенно никакой юридической силы, и, по большому счету, не обязывает к каким-либо конкретным действием. Тот факт, что в России подобную «гибкость» будут рассматривать как еще один шаг к предательству, судя по всему, Белградом в расчет не берется.

Для Сербии на данный момент намного важнее занять место в Евросоюзе. А для этого необходимо выполнить вполне конкретные указания, не раз звучавшие из Брюсселя. К примеру, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель неоднократно ставил Белграду на вид то, что «политика поддержания дружественных отношений со «страной-агрессором» несовместима с желанием Сербии «строить общее будущее с ЕС». Другими словами, не будет антироссийских санкций – не будет ни «европейской семьи», ни инвестиций. Похоже, то, к какому решению склонится Сербия, очевидно — ведь большой шаг в этом направлении ею уже сделан.
Автор: Александр Харалужный