Сказ о том, как у России закончились… танки
После дюжины критических сообщений под статьями канала, полностью копирующих громадяньские, чутка вспылил. Разговор об очередной «перемоге» на территории от Северного Причерноморья до Галичины. И фотографии из Мелитополя, где видны железнодорожные эшелоны с добрыми советскими танками Т-62, снятыми с производства почти 50 лет назад. Выводы сделаны убойные: у России закончились современные танки, ратуйте люди добрые, всё пропало и далее по тексту… тьфу.
Не буду цитировать вести с хуторов, обращусь к аудитории здешней, в военно-технических вопросах разбирающейся слабо. Но задающих резонный вопрос: почему Т-62, настолько дела плохи? Почему не Т-64 или, что резонно предположить, не главную «рабочую лошадку» российской Армии — боевую машину Т-72, которых в стратегическом резерве под десять тысяч штук имеется, прошедших модернизацию, и старых, произведённых в семидесятые-восьмидесятые годы.
Первое, на что необходимо обратить внимание критикам и паникёрам, — число членов экипажа. В Т-62 их четверо (без собаки), а Т-72 обходится тремя. В чём великий философский смысл нагружать ограниченный контингент российских войск Спецоперации перерасходом личного состава из контрактников? Смысл есть, только в другом месте искать нужно. Танки Т-62… идеальная боевая машина для ускоренного обучения экипажей, не имеющих боевого опыта. А назначение поставок очевидно: техника идёт для союзных войск республик Донбасса.
Сирия…
Яловые сапоги, особенно при больших звёздах на погонах — крайне консервативная каста, не любит эксперименты, предпочитает проверенные и эффективные методы достижения результата. Когда Башар Асад обратился за помощью к России, контролируя лишь Дамаск и несколько клочков большого когда-то государства… проблемы сирийской армии казались всем мировым военным экспертам неразрешимыми. Низкая боеспособность, отвратительные учебные программы, тотальная коррупция, нехватка оружия, родо-племенное кумовство.
Только русские имели реальный опыт создания боеспособных армий с нулевой отметки, чем и занялись в 2014-м году. Для показательного эксперимента (не верящим в чудеса сирийским генералам) выбрали 4-ю бронетанковую дивизию, где с 2012-го года были наши советники. Сначала дивизия потерпела тяжёлое поражение в битве за Идлиб, её отвели в тыл, начали обучать новым тактикам, постепенно насыщая боевые порядки модернизированными танками Т-55МВ.
Полный хлам, если смотреть на год выпуска (1959-1975 гг.). Но как оказалось, после глубокой модернизации возможности боевых машин кратно возрастали, что доказала первая успешная операция обновлённой танковой дивизии. Она с минимальными потерями отразила на южной окраине Дамаска массированное наступление боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России). Несмотря на американские противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) и противотанковые управляемые ракеты (ПТУР).
В 2015 году русские советники подняли планку, отказавшись работать с призывниками, набираемыми по родо-племенному признаку, настаивая на добровольцах-контрактниках. Потому что в Сирию начали поступать модернизированные Т-72 с эффективной защитой. Вербовка проводилась повсеместно, даже в мечетях. Бойцы получали в месяц 250-300 долларов, в два раза больше, нежели в сирийской армии. А все командные должности заняли наши офицеры, имея под рукой сирийца в соответствующем звании для круглосуточного обучения науке.
Потом 4-я танковая дивизия включается в Добровольческий 5-й корпус, вскоре получивший народное прозвание «Русский легион», и проводит серию успешных наступательных операций. С ростом боевого опыта Т-55МВ изымаются, их начинают заменять на модернизированные Т-72АВ и Т-72М1 с инновационной системой управления огнём TURMS-T, начиная готовить личный состав к страшному сну любого танкиста — городским боям, тактике штурмовых отрядов.
К началу 2017 года получилось элитное соединение численностью в 12 тысяч солдат и офицеров, исключительно добровольцев. Первый командующий Корпуса, Герой России генерал-лейтенант Валерий Асапов (павший в бою у Дейр аз-Зора 23 сентября 2017) подготовил полностью слаженный организм, способный решать любые боевые задачи. Соединение перешло в атаку, выиграв ожесточённое сражение с боевиками под Пальмирой, потом был Дейр аз-Зор, Хама, Алеппо и Дераа, десятки других городов и сотни посёлков…
Так вот, модернизированные Т-72АВ и Т-72М1 составляли едва четверть парка Корпуса, собранные в отдельные штурмовые батальоны. Основной «рабочей лошадкой» оказались наши упомянутые Т-62. Хотя «семьдесят вторых» можно было навезти несколько тысяч, выбрали именно эту машину. Почему? Циничная логика любой войны: боевая, военно-техническая, экономическая. Эффективность и цена.
Золотая середина…
Скорость обучения экипажей на «шестьдесят вторых» — наивысшая, если брать людей от сохи. Вторая особенность танка заключается в неплохой защищённости, в советские времена названной «бровями Брежнева». Это контейнеры, приваренные к башне по обеим сторонам, а борта машины прикрывают резиново-тканевыми экранами, способными противостоять кумулятивным припасам. Механик-водитель защищён от подрыва мин дополнительными листами брони, которыми усилили днище танка.
Т-62 с «бровями Брежнева» на башне
Орудие У-5ТС 115-мм кажется несерьёзным в современной войне, но это не совсем так. С конца восьмидесятых Т-62 получил новый комплекс вооружения — противотанковые управляемые ракеты «Шексна». Танк неожиданно стал вновь актуален. Способен на равных бороться с машинами третьего поколения стран НАТО: М-60 (США), немецким «Леопард-1», французским АМХ-30. Ракеты «Шексна» крушили броню до 600 мм, наводились лазерным целеуказателем на дистанцию до 4200 метров, на предельной дальности давая точность попаданий в 85%.
Таких характеристик хватает, чтобы (в умелых руках) бросить вызов и современным танкам. Дело в тактике применения. Наиболее часто Т-62 в Сирии были заняты скучной боевой рутиной — обеспечивали защиту блок-постов, вокруг пары машин строилась оборона взводных опорных пунктов. В атаке использовались, как подвижная артиллерия ближнего боя, успешно поражали полевые укрепления, огневые точки боевиков, прикрывая штурмовые группы даже в городах.
Так что… с появлением старых добрых Т-62 на полях Спецоперации можно будет избавить современные Т-72Б3 и Т-90 от бестолкового простоя в ближних тылах, на развязках дорог, населённых пунктах, блок-постах. Современные машины должны находиться на острие атаки, в первом эшелоне. А советские «старички», простые в обслуживании, ремонте и обучении экипажей, — прекрасно справятся с прорывами диверсионных групп на лёгкой бронетехнике, поддержат неспешный штурм населённых пунктов.
Сирия показала: господствующие военные доктрины с массированным применением авиации, высокоточного оружия и баснословно дорогих спецназов… ещё обождут. Танки, даже старые, слишком рано списали в утиль, они остаются эффективным инструментом современной войны. Байки о всемогущих ручных гранатомётах не выдержали суровой реальности. Модернизированная навесная защита бронированных машин, грамотное взаимодействие с пехотой… сводят на нет преимущества разрекламированных «Джавелинов» и «НЛАУ».
Циничная экономика войны гласит: русские сделали стоимость модернизации старых танков ниже, чем производство современных противотанковых средств. А новые тактики не позволяют последним подобраться на дистанцию выстрела. Второй аспект, тоже экономический, заключается в демонстрации заинтересованным игрокам рынка вооружений третьих стран — зачем тратить сотни миллионов долларов на гусеничные супер-компьютеры западного производства, когда можно дёшево, сердито, массово и столь же эффективно.
Выводы…
Боевые действия представляют из себя не стрельбу, манёвры, атаки и оборону. Это непрерывная школа 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Для рядовых и офицеров, но большей частью — для аналитиков и специалистов Генштаба. Зачем использовать российские «Прорывы» и «Арматы», если основной танк противника — древний Т-64 в полудюжине советских и украинских модификаций. Не соперник русским модернизированным Т-72, господству авиации и подавляющей мощи артиллерии.
Учитывая темпы утилизации тяжёлой бронетехники «незалежной» (производства 60-70 гг. прошлого века), появление Т-62 полностью оправдано. С пехотой и бронемашинами справятся, устойчивы к артиллерийским обстрелам. Попробуй-ка попади в маневрирующую машину, защищённую от осколков отличной бронёй. В союзных войсках Т-62 тоже станут основной боевой машиной, как в Сирии. А современные танки России займутся своей прямой обязанностью, атакующими действиями на главных направлениях. Всё идет по Плану…