Удастся ли «непотопляемому» Пашиняну удержать власть после сдачи Арцаха

Премьер-министр Армении Никол Пашинян пережил очередную бессонную ночь. В течении которой на центральной площади Еревана продолжалась акция протеста с требованием его отставки на фоне резко обострившейся ситуации в Карабахе и начала т.н. «Антитеррористической операции» Азербайджана, которые многие эксперты считают началом конца непризнанной НКР.

Логично, что многие винят в этом Пашиняна, который за три года до этого проиграл войну и подписал соглашения, по сути подразумевающие ликвидацию НКР. Кстати, тогда тоже громко раздавались требования о его отставке, протестующие даже разгромили его резиденцию, но Пашинян власть удержал. Более того — через год выиграл выборы.

В этот раз протесты были куда более хилыми. К утру толпа покинула площадь. В результате разгона демонстрантов силовиками по предварительным данным пострадали 34 человека, из них 16 полицейских.

И что теперь, неужели Пашинян и после окончательной «сдачи» Карабаха сидит в своем кресле? Понятно, что он попытается перевести стрелки на Россию, повторив свой любимый тезис о том, что Россия не справляется со своей миссией по обеспечению безопасности. Но многие ли армяне на это поведутся в очередной раз?

А что Россия? Как после этого работать с Пашиняном? Какой его судьбу видят в Кремле? Вон зампред Совбеза Дмитрий Медведев написал в своем ТГК пространный пост:

«Однажды один мой коллега из братской страны сказал мне: «Ну я же для вас чужой, вы меня не примете». Я ответил то, что должен: «Судить будем не по биографии, а по поступкам». Потом он проиграл войну, но удержался странным образом на месте. Потом он решил возложить ответственность за своё бездарное поражение на Россию. Потом он отказался от части территории своей страны. Потом он решил заигрывать с НАТО, а его супруга демонстративно уехала к нашим врагам с печеньками.

Догадайтесь, какая судьба его ждёт…».

А, правда, какая?

— Протесты в Ереване сдулись, толком и не начавшись, — отмечает редактор АПН «Северо-Запад» Андрей Дмитриев.

— На митинге против Пашиняна возле правительства немного потолкались с полицией и пошли себе спокойно спать. Причина проста — армянский народ, увы, полностью деморализован и дезориентирован. Оппозиции никто не верит, её лидеры не могут договориться между собой, поэтому сдавший Карабах Пашинян продолжает уверенно удерживать власть.

Это началось не сегодня, а после поражения в войне 2020 года. И тут страшен не сам факт проигрыша — ну, бывает такое в истории, а что виновный в этом Пашинян не только не застрелился или хотя бы не ушел в отставку, но и сумел конвертировать военное поражение в свою победу на выборах. За три года ситуация только усугубилась. Боюсь, что при таком состоянии государства и народа Алиев может уже и Ереван брать. Только внешние игроки, как, например, Иран, где прямо сказали, что такого не потерпят, его от этого удерживают.

При этом у российских комментаторов сильные настроения в духе «арбузы с помидорами напали на лаваш» и «нам пофигу ваши разборки». Увы, но Россию это затрагивает самым прямым образом.

Нас окончательно вышвыривают из Закавказья, там будут править турки и Запад (остатки Армении и Грузия). Плюс Турция по итогам, видимо, получит нужный ей коридор к Каспию, что позволит реализовать любимый Эрдоганом проект Великий Туран, включив в него Среднюю Азию с Казахстаном. В условиях увязания Кремля в длительных боевых действиях на Украине появление сразу нескольких новых фронтов станет критическим фактором, а это более чем реально.

— Действительно, у Никола Пашиняна пока сохраняются достаточно заметные шансы удержать власть, — уверен директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Во-первых, если исход Второй Карабахской войны осени 2020 года был для общественности Армении серьезным шоком, то недавние события уже не кажутся такими уж неожиданными. Можно отметить, что и конфликты на границе самой Армении с Азербайджаном не становились фатальными для Никола Пашиняна в плане удержания им контроля над внутриполитической ситуацией. Можно вспомнить, например, приграничную вооруженную эскалацию в сентябре 2022 года. А также тот факт, что парламентские выборы 2021 года в Армении, когда правящая партия «Гражданский договор» сохранила контроль над законодательным органом, проходили еще и на фоне приграничного конфликта вокруг Черного озера.

Во-вторых, можно вспомнить, что, по данным опроса, проведенного армянским представительством «GALLUP International Association» 27−31 июля 2023 года, наибольшее число респондентов в Армении (32,4%) именно войну назвали главной угрозой. Можно предположить, что для заметной части таких опрошенных важнее не военный реванш Еревана в противостоянии с Баку, а избегание втягивания в военные действия.

В-третьих, мировой опыт показывает, что неудачный военный конфликт далеко не всегда приводит к свержению того или иного лидера, по крайней мере, немедленному. Например, операция НАТО «Союзная сила» в отношении Югославии имела место в марте-июне 1999 года, а отставка Слободана Милошевича последовала только после «Бульдозерной революции», в октябре 2000 года.

«СП»: Что еще нужно, чтобы Пашиняна, наконец, смели? Войну проиграл, Карабах сдал. Мало?

— Все это не значит, что Никол Пашинян вообще не сталкивается с внутриполитическими рисками. Например, на прошедших 17 сентября 2023 года выборах в Совет старейшин Еревана его партия «Гражданский договор» получила 32,57% голосов, в то время как еще на парламентских выборах 2021 года имела поддержку по столице на уровне около 41%. Учитывая, что на Ереван приходится более трети населения страны, это важный фактор.

Конечно, очередные парламентские выборы в Армении должны пройти лишь в 2026 году, до этого многое может поменяться. Но если такие тенденции сохранятся, ближайшая парламентская кампания может стать серьезным вызовом для Никола Пашиняна. В целом же, пока выше вероятность, что не ситуация вокруг Карабаха, а внутриполитические темы и конфликты могут стать для премьера Армении большим источником рисков.

«СП»: При этом люди продолжают голосовать за него. По-вашему, многие армяне устали от войны и готовы искать таким образом пути выхода из изоляции любой ценой? Примерно то же произошло с сербами в свое время, которые спокойно отдали в Гаагу Милошевича, Караджича, Младича…

— Заметная часть сторонников действующего премьера Армении или, по крайней мере, тех, кто готовить голосовать за его партию на выборах, действительно могут поддерживать его по принципу — «лучше Пашинян, чем пугающая неизвестность». Или испытывать еще большее недоверие к его ключевым оппонентам.

«СП»: Означает ли это, что все, кто готов мириться с Пашиняном, одобряют его антироссийские шаги и готовы будут поддержать выход из ОДКБ и вывод российской базы?

— Среди сторонников Никола Пашиняна недоверие к России действительно может быть заметным. Показательно, например, что ряд телеграм-каналов, лояльных премьеру Армении, после недавних событий в Карабахе призывали сограждан блокировать здание российского посольства в Ереване. Но среди сторонников «Гражданского договора» может быть немало и тех, кто относится к России нейтрально или даже достаточно благожелательно. Тем более, что сам Пашинян в период нахождения в должности премьера Армении об окончательном разрыве с Москвой еще не заявлял.

«СП»: Как изменится внутренняя ситуация в Армении в случае полной зачистки Азербайджаном Карабаха, когда в Армению приедут озлобленные карабахцы. Чаша весов качнется не в сторону Пашиняна?

— Риски для действующего премьера Армении, конечно, будут. Но, стоит повториться, что, пережив последствия Второй Карабахской войны 2020 года, Никол Пашинян имеет шансы удержать контроль над ситуацией в Армении и в ближайшее время.
«СП»: Медведев тут написал пространный пост, из которого можно делать разные выводы. Какие? Что в Москве думают делать с Пашиянном? Есть такая версия, что Москва сознательно закрывает глаза на происходящее, ожидая, когда в Армении сменится власть…

— Дмитрий Медведев таким образом, скорее, стремился парировать обвинения в адрес России, почему она не вмешивается в ситуацию в Карабахе. Можно в очередной раз повторить, что, если последствия Второй Карабахской войны не привели к свержению Никола Пашияна, то вряд ли кто-то из серьезных игроков (включая Россию) ожидал, что новая эскалация «утопит» действующего премьера Армении.