Прорыв на Угледар: ВСУ не хватает уже и БТР

Вернуть Угледар и Времьевский выступ — задача ближайших недель, если не дней

Западные военные эксперты полностью поглощены ситуацией вокруг Авдеевки и Работино и почти утратили интерес к другим тактическим направлениям, где также идет российское наступление. Скажем, к Угледару, к которому передовые штурмовые подразделения Российской армии подошли уже на расстояние меньше 1 км с юго-востока.

Освобождены ближайшие населенные пункты — Павловка и Никольское, которые расположены южнее Угледара. Российская армия теперь продвигается с северо-востока: еще 22 февраля Минобороны сообщило о взятии под контроль села Победа неподалеку от Марьинки.

Победа находится на автодороге, которая связывает Марьинку, Константиновку и Угледар. Восточнее этой автодороги — открытая местность, где практически нет укрепленных украинских позиций. Таким образом, продвижение российских войск со стороны Победы вдоль автодороги на Угледар позволит завершить освобождение еще большой территории Покровского и Волновахского районов.

С начала января на Угледарском участке возобновились позиционные бои, пишет в сводках американский Институт изучения войны (ISW), который отслеживает ситуацию на поле боя. Наибольшее сопротивление Российская армия встречает в районе Новомихайловки (здесь развернуты мотострелковые подразделения 68-го армейского корпуса Восточного военного округа, а также 155-я бригада морской пехоты Тихоокеанского флота).

Также позиционные бои продолжаются на границе ДНР и Запорожской области: в трех направлениях от Великой Новоселки (к юго-востоку — возле Новодонецкого и Золотой Нивы; к югу — возле Урожайного; к юго-западу — возле Марфополя, Шевченко, Новозлатополя, Приютного и Малиновки). Здесь действуют части Восточного военного округа.

Позиционные бои идут давно, однако их интенсивность намного ниже, чем еще в прошлом году. ISW пишет, что в районе Великой Новоселки давно не было значительных изменений линии фронта. Американские эксперты объясняют это тем, что сейчас интенсивность боев перенесена восточнее — в район Угледара.

Взятие города позволит российской группировке двинуться далее на запад, именно в сторону Великой Новоселки. Времьевский участок был одним из трех, где Валерий Залужный летом пытался провести так называемое «контрнаступление» (два других — Артемовско-Соледарский и Ореховский).

Однако именно под Великой Новоселкой ВСУ добились самых жалких результатов: им удалось всего лишь «срезать» Времьевский выступ. Теперь, как пишет ISW, перед Российской армией стоит задача полностью вернуть территорию, оккупированную ВСУ в ходе «контрнаступления». Под Бахмутом это удалось сделать легко и быстро, сейчас ВСУ отброшены далеко за Клещеевку, Ивановское и Богдановку.

Линия фронта проходит параллельно каналу Северский Донец — Донбасс, на удалении примерно 4−5 км от него. ISW пишет, что задача российского наступления под Бахмутом — отшвырнуть ВСУ на западный берег канала, который станет естественной линией обороны. Так же севернее, на границе ЛНР и Харьковской области Российская армия пытается отшвырнуть ВСУ за Оскол.

На юге таких мощных рек и каналов, которые могли бы стать естественной преградой, почти нет. Да и местность в целом более плоская, что затрудняет и наступление, и оборону.

Однако российское командование не устраивает то, что под Великой Новоселкой линия фронта не сдвигается. Особенно на фоне серьезных успехов под Работино, Бахмутом или Макеевкой. Именно поэтому командование группировки «Восток» приняло решение создать «ударную группу» на этом направлении.

В нем должны войти незадействованные тактические резервы, пишет ISW. Это позволит в конечном итоге организовать быстрое наступление и отшвырнуть украинские силы к северу от Времевки и Великой Новоселки.

Американский военный эксперт Майкл Кофман в подкасте War on the Rocks рассказал, что парализует украинские усилия по обороне не только отсутствие укрепленных позиций, но и дефицит базовой бронетехники, особенно гусеничных БТР.

— Это особенная проблема для бригад Национальной гвардии и теробороны, которые по необходимости часто используются как обычные украинские механизированные бригады, но не оснащены должным образом для такой роли, — говорит Кофман. — Бронетехника также необходима в качестве эвакуационных машин. В некоторых случаях требуется несколько часов, прежде чем удается эвакуировать раненых солдат, потому что артиллерийский огонь слишком интенсивен, а бронетехники в резерве недостаточно.

Для переброски пехоты и эвакуации раненых ВСУ используют, в том числе американские M113 и Humvee, но их потери на поле боя колоссальны.

Нидерландский проект Oryx подсчитал, что DCE потеряли уже не менее 94 единицы M113 (в том числе в модификациях M113G3DK и M113G4DK с усиленным движком, поставленные из Дании, и австралийские M113AS4, используемые для перевозки грузов материально-технического обеспечения).

На фото: американские армейские вездеходы HMMWV (Humvee), переданные в Вооруженные силы Украины. Передача военной техники приурочена к 30-й годовщине образования Вооруженных сил Украины, 2021 год.

Потери Humvee в зоне СВО еще значительнее — уничтожено не менее 155 единиц (в том числе как минимум 14 эвакуационных бронемашин HMMWV Ambulance).

https://svpressa.ru/war21/article/406948/