«И доллар тогда обрушится до 45 рублей». У Индии есть радикальное для нас решение
Самые непонятные у нас взаимоотношения — с Индией. То они готовы покупать нашу нефть, лишь бы была скидка, то их порты отказываются принимать наши танкеры. То мы говорим, что давайте торговать за национальный валюты, а теперь не знаем что делать с их рупиями.
Индия вырвалась на первое место по численности населения в мире (1,5 млрд жителей), а знаете какое место мы занимаем в списке, куда Индия экспортирует свою продукцию? 31-е! И это — дружественная Индия? Наш союзник еще со времен СССР? Страна, которая находится с нами на одном континенте, а значит торговый маршрут не должен быть столь далеким, как к другим странам.
У Индии сейчас одна из наиболее быстрорастущих экономик мира, однако, по данным за 2023 год, товарооборот между нами составляет 65 млрд долларов. Цифра может и кажется внушительной, если не брать во внимание одну деталь: импорт русских товаров превышает экспорт в 15 раз. Мы им продаём нефть, а они нам отпускают «чего-то там» на 4 млрд долларов. 61 против 4.
Да, с выводом нефтяной выручки, осевшей в банках Нью-Дели, всё очень сложно. Объём русских денег, лежащих мёртвым грузом в Индии, по некоторым данным может составлять в переводе на доллары уже 55 млрд.
Но что будет, если их всех все-таки перевести в доллары и вернуть в страну?
Вот что на это сказал «АиФ» индийский бизнесмен Кришну Сингха:
«У меня ощущение, что ваш бизнес не хочет выводить эти деньги, поэтому ничего не делает. Ведь привезти в Россию разом 55 млрд — такое обрушит доллар до 45 рублей. Купить индийскую продукцию, наверное, для ваших бизнесменов вообще жуткое решение. Иначе непонятно, почему вы не хотите забрать долг хотя бы товарами».
В этих нескольких строчках — сразу две проблемы. То есть, если бы мы имели эти деньги в долларах, и вернули бы их в Россию, то сразу стали бы «в два раза богаче». Курс доллара упал бы в два раза, а значит по идее и все цены на импорт упали бы в два раза. Но видимо кто-то этого очень не хочет.
Ну, и вторая проблема заключается в том, что никто не хочет поработать над закупкой в Индии тех товаров, которые нам очень были бы нужны. А они есть!
Сегодня продукцию из Индии можно встретить у нас разве что в специализированных магазинах, где на прилавках будут лежать ароматические палочки, рядом с ними — цветастые штаны-сари, пёстрые мандалы и другой эзотерический мало кому нужный ширпотреб.
Но как вам, например, машина Suzuki за 390 тыс. рублей?
После начала СВО, когда из России ушла львиная доля автомобильных брендов, рынок у нас под завязку заполнили китайские машины. Они ворвались к нам так массово и стремительно, что уже через два года в корне изменили облик русских дорог. И это даже несмотря на то, что стоимость приличного «китайца» сегодня варьируется от 3 до 4 млн рублей. А самые бюджетные варианты обходятся примерно в 2 млн рублей.
Подорожала и продукция АвтоВАЗа, которая к тому же сильно поредела из-за санкций: многие русские авто собирались из зарубежных деталей. На этом фоне поставкой простых, не самых технологичных, зато относительно дешёвых авто могла бы как раз и заняться Индия.
Индия сейчас занимает третье место в мире по объёму производства автомобилей. В 2022 году они продали их более четырёх миллионов. Это в восемь раз меньше, чем в Китае, и в три раза меньше, чем в США. Но уже больше, чем в Японии, Южной Корее и Европе.
В Индии работают три крупных автопроизводителя: Tata Motors, Mahindra & Mahindra и Maruti Suzuki. Для примера, автомобиль Maruti Suzuki Alto на индийском рынке в пересчёте на рубли стоит 390 тыс. рублей. Конкуренция смогла снизить взлетевшие до небес цены на автомобили.
Об индийском заводе в России ранее говорил вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров:
«Мы готовы обсуждать. Пока предложений таких не поступало. Мне известно, что разговоры такие есть, но пока ничего конкретного для нас ещё не выносили».
Они готовы обсуждать?! Министр легонькой промышленности, а самим подсуетиться и все придумать, не пробовали?
Идем дальше. Индия становится одним из ведущих игроков на мировом фармацевтическом рынке. Страна производит 1,5 млрд вакцин в год от полиомиелита, дифтерии, кори (во многих регионах России сейчас её критически не хватает), эпидемического паротита и краснухи. Они отправляются в 170 стран мира.
Особой популярностью пользуются индийские дженерики. То есть не оригинальный препарат, но с тем же активным веществом. Ими, в частности, эффективно лечат гепатит С.
Американские препараты нового поколения помогают, и лечение обычно переносится хорошо. Но их огромный минус — цена курса в десятки тысяч долларов. Тут-то и приходят на помощь простому населению со средним доходом индийские дженерики.
Стоимость курса в десятки раз дешевле, чем лечение американским лекарством. А в России, к сожалению, аналогов пока нет.
Кроме того, Индия активно работает с производством электроники. Порядка 25% «яблочной» продукции делают индийцы. Эта страна уже давно не является дремучей британской колонией, где люди не умеют читать и считают на пальцах. В августе прошлого года индийский луноход «Прагьян». в отличии от нашего, прилунился и передал на Землю снимки посадочного модуля «Викрам».
Если спуститься с небес на землю, то можем вспомнить знаменитый индийский чай. Тот, настоящий, три слона, сейчас у нас такого просто нет!
Россия покупает его через биржу в Дубае, где чай разбавляют менее ценными сортами, и в итоге мы пьем какую-то бурду. Притом что чая в нашей стране потребляется до 200 млн кг в год). А ведь могли за эти же деньги напрямую получать товар из Нью-Дели.
А текстиль? В Индии, оказывается, даже хорошиее вино есть, о котором в России почти никто ничего не слышал.
А что мы можем предложить? Рынок Индии колоссален. Более миллиарда человек. Им нужно всё. Начиная с угля, кокса и продовольственных товаров и заканчивая высокими технологиями в области атомной промышленности.
В Индии нужно модернизировать огромную долю объектов энергетической инфраструктуры, в том числе сотни угольных электростанций. Страна заинтересована в развитии умных сетей и газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры. Словом, в тех направлениях, где может помочь Россия.
Но пока взаимодействие России и Индии идет со скрипом.
«У вас слишком привыкли работать с Европой и Америкой. Наши, конечно, хитрят, пытаясь получить максимальную выгоду. Однако сколько вы в Индии приобретали при Советском Союзе, вам что, так плохо было?» — удивляется все тот же Кришна Сингх.
Будем надеяться, что при полном запуске транспортного коридора «Север — Юг», не просто что-то изменится, а изменится все, и кардинально!