«Так же было перед Второй мировой». Это предложение Путина напугало чеха
Предложение Путина иностранцам переезжать в Россию напугало публициста Ладислава Ветвичку. В интервью PL он объянил почему. Также он поделился впечателниями от поездки в Закарпатье и на юг России и рассказал, что стало для него проблемой в этом путешествии.
Автор: Ярослав Поланский (Jaroslav Polanský)
На Подкарпатской Руси конфликт никому не интересен, только если не приходит повестка. Об этом в интервью «Парламентни листы» рассказал путешественник и публицист Ладислав Ветвичка. Он описал свои впечатления от поездки по югу России, в том числе северокавказским республикам. Он упомянул и о предложении Владимира Путина западным гражданам, которых он призвал переезжать в Российскую Федерацию.
Parlamentní listy: Недавно вы сказали, что когда в Германии говорят: «Приготовьтесь к войне с Россией в течение ближайших пяти лет», — начаться все может и через пару недель. Также, по вашим словам, «кто-то опять не хочет» союза немецких технологий и российских ресурсов. А мне вот что пришло в голову. Ведь у немцев развито чувство самосохранения, и они хотя бы не стоят во главе этой подготовки. В лидерах поляки, прибалты, британцы и США? Разве они самые активные в подготовке к войне?
Ладислав Ветвичка: Что тут скажешь? Войны между Германией и Россией инициировали не только немцы. Первая большая война 110 лет назад началась с того, что мы (Австро-Венгрия) предъявили требования к Сербии, и после того, как Сербия не выполнила один единственный пункт, мы начали силами Дунайской флотилии бомбить Белград. Только после нам (Австро-Венгрии) Россия объявила войну, а из-за мобилизации в России мобилизацию объявила и Германия.
Что касается второй войны, то началась она не с нападения Германии на Советский Союз. Германия напала на Польшу и через три дня после начала немецко-польской войны войну Германии объявили Франция и Великобритания, но даже после завершения польской кампании от своей позиции они не отказались.
И вот теперь на первый план вышли британцы, которые долгие годы предпочитали, чтобы за них воевали другие народы, а сами они приходили на все готовенькое. Американцы во время обеих войн избегали главного, то есть европейского поля боя и вступали в войну только в последние два года. Тем самым я не хочу сказать, что для обоих народов эта борьба не была кровавой, уносящей множество жизней. Упаси бог!
В Российской Федерации
— Владимир Путин недавно призвал власти центральноевропейских стран вспомнить, что эти страны густонаселены. Он упомянул об этом невзначай. Что он имел в виду?
— У меня нехорошие предчувствия. Кажется, мы говорим о неделе, когда Владимир Путин своим указом предложил гражданам из Центральной Европы переселяться в Россию без каких-либо административных и бюрократических проблем. Звучит абсурдно. Зачем людям из Остравы или Будеевиц переселяться в Россию? Шутки заканчиваются в тот момент, когда мы вспоминаем, что в последний раз подобную программу Россия предлагала незадолго до Второй мировой войны, когда Центральную Европу покидали те люди, кто, пожалуй, не пережил бы военные времена в своих странах. Скажем, Климент Готтвальд и его группа, которая перебралась в Москву за несколько месяцев до оккупации чешских земель.
— Но давайте вернемся к украинцам в Закарпатье, к которым вы недавно опять ездили в гости. Вы рассказывали, что о политике и конфликте там не откровенничают, потому что в условиях военного положения не могут, но, может, вы усмотрели какие-то намеки? Они рады, что получат десятки самолетов F-16?
— На Подкарпатской Руси или в Закарпатье украинцев нет. Там русины. Только киевские власти этого не признают. Точно так же пражские власти утверждали, что в области Яблункова живут чехи, только потому, что 100 лет назад Прага переименовала Тешин в Чески Тешин. Но все иначе.
В этом году я побывал на Подкарпатской Руси четыре раза и могу только подтвердить, что до конфликта им по сути нет никакого дела. Он разворачивается в тысяче километров от них. Единственное, что их беспокоит, это, разумеется, экономический упадок, инфляция, бесчинства государственной власти, которая ловит людей на улицах и хочет их мобилизовать. Какие-то самолеты, гранаты или немецкие танки, следующие на составах через Чоп, пока их не беспокоят. Пока, конечно, не придет повестка.
— Украинцы вошли в Курскую область, а Россия на Донбассе продолжает их теснить. Удар на Курскую область должен был поднять моральный дух украинцев, чтобы они видели, что русские тоже уязвимы. Как у них с моральным духом?
— Ну… Кто пользуется, например, «гугл»-картами, тот может посмотреть на захваченные территории… «Тысяча квадратных километров» звучит отлично, но кто понимает, что это квадрат 33 на 33 километра? То есть это область между Сланы и Литомержице. О чем тут вообще говорить?
— Есть опросы, согласно которым меньшинство украинцев требуют мира пусть даже ценой уступок. Меньшинство. Но это меньшинство быстро растет. Каковы настроения в украинском обществе? Кто хочет мира немедленно, а кто предпочел бы продолжить борьбу?
— Какие опросы? Кто их проводил? На какой территории? Какое меньшинство? Кто такой украинец? Человек из Крыма — украинец или русский? А человек из Ужгорода — русин или венгр? Проводился ли опрос в Крыму? В Донецкой области? В Одессе? Много вопросов, не так ли?
Опросам, которые проводятся во время военного положения, я бы не доверял. Это часть пропаганды.
— Ты побывал на юге России, в Дагестане и Чечне. Я знаю, что ты любишь приключения, но это… Я удивился. Что же ты там увидел? Поездка прошла без проблем?
— Единственная проблема, которую я отметил, была связана со страхом нашего режима разрешить прямое сообщение с Российской Федерацией. Поэтому мне пришлось делать крюк через Эмираты. Поездка в Дагестан, Чечню и вообще на Северный Кавказ — совсем не приключение. Люди приветливые, полиция и органы власти идут навстречу. Нас, жителей Чехословакии, как нас по-прежнему называют, все еще считают славянскими братьями, хотя многие идиоты из наших правящих кругов пытаются эту ситуацию изменить. Много раз люди на Северном Кавказе давали понять, что понимают разницу между государственной пропагандой и мышлением людей.
Итак, повторю, что единственная проблема — это СМИ и наше правительство. До 2003 года у нас с Россией действовал безвизовый режим. Сегодня приходится платить около четырех тысяч крон за визу, то есть простую наклейку в паспорте. Еще пару лет назад было прямое авиасообщение, но мы его отменили. Поэтому теперь тем, кто хочет побывать в «империи зла», приходится лететь через Грузию, Турцию или Эмираты. Количество туристов из Российской Федерации к нам сократилось до нуля, что нанесло нашей стране, где туризм — важный источник доходов, большой ущерб. Больше мне добавить нечего. (…)