США ушли – русские пришли. Природные богатства Афганистана переходят под контроль России

ИГОРЬ ЛИСИН

Прошло совсем немного времени после новости о визите секретаря Совета Безопасности России Сергея Шойгу в Кабул, как тут же стали известны первые предварительные договорённости с «Талибаном»*. Пока не по военно-политической линии (не стоит торопить события), а

по экономической. Не зря в Афганистан прилетел также вице-премьер Алексей Оверчук.

«Он подробно обсудит конкретные направления сотрудничества в указанной области. При этом речь пойдет как об участии российских компаний в реализации проектов на территории Афганистана, включая добычу природных ископаемых, так и о развитии транзитного потенциала вашей страны, в том числе с участием государств региона», — заявил Шойгу на встрече с руководством Эмирата.
Итак, направление обозначено. Невзирая на свой имидж горно-пустынной страны, сотрясаемой бесконечными войнами, в Афганистане есть богатые запасы минеральных ресурсов. Общая стоимость полезных ископаемых страны, по оценке американцев – от 1 до 3 триллионов долларов. И надо сразу же заметить: цифра предварительная и озвучена по результатам обследования 30% территории. Запасы железа достигают 421 миллиарда долларов, меди – 274 миллиардов, ниобия (используется в химической и атомной промышленности) – 81 миллиард, кобальта – 24 миллиарда, золота – 25 миллиардов.

Но самое главное: Афганистан называют «литиевой Саудовской Аравией». Именно такая фраза содержится в одном из отчётов Пентагона по поводу природных богатств Афганистана. Стоимость литиевых месторождений превышает 70 миллиардов долларов. Литий является осн�

�вным элементом, необходимым для производства батарей для смартфонов и электромобилей. В условиях огромного выпуска гаджетов и кратного роста продаж электромобилей цена лития может вырасти существенно (ранее мы наблюдали галопирующий рост в 2022 году – аж в три раза, цены стабилизировались только недавно).

Нефтью и природным газом афганская земля не столь богата, но эти энергетические ресурсы также в наличии имеются. Ранее запасы чёрного золота в афганском правительстве оценивали в 1,6 миллиардов баррелей. Голубого топлива в государстве 440 миллиардов кубических метров плюс 500 миллионов баррелей жидкого газа. Вместе с тем, следует подчеркнуть: толком страну на наличие нефтегазовых запасов никто не изучал. Рядом находится Иран – страна с третьими в мире залежами чёрного золота и голубого топлива, а также бывшая газовая кладезь Советского Союза – Туркменистан.

Почему же Афганистан такой бедный? Ответы очевидны: во-первых, непрекращающиеся войны и иностранные интервенции, во-вторых, отсутствие технологий для освоения богатейших запасов. Первая проблема решена вооружённым путём в 2021 году – войска оккупантов ушли, что аж пятки в аэропорте Кабула сверкали. Вторая проблема будет решаться Москвой и Кабулом совместно. Российские компании имеют богатейший опыт добычи полезных ископаемых, работаю не только на Род

ине, но и по всему миру, обладают высоким авторитетом среди иностранных партнёров. Единственное и главное, что нужно нашим компаниям – безопасность.

Рассуждать на тему того, «зачем нам этот Афганистан», с посылом «да ну его» – излюбленная тема либеральных средств массовой дезинформации. Между тем, афганские богатства нужны буквально всем ключевым игрокам в регионе. Китайцы начали заходить в страну-соседку ещё до краха коррумпированного проамериканского режима. Но и после взятия столицы «Талибаном»* КНР уходить не стала. В страну вложены миллиарды, а председатель Си Цзиньпин принял из рук талибского* посла верительные грамоты в начале этого года. Строительную отрасль Афганистана практически полностью подмяли под себя турецкие фирмы, нисколько не опасаясь американских вторичных санкций.

Так почему Россия должна смотреть на то, как другие осваивают землю, которая относится к нашей исторической сфере влияния? Советские специалисты по сути и открыли минеральные богатства Афгана для мира. Американский геолог Фокс в 1943 году по заданию Государственного департамента США провёл анализ местных ресурсов. В Вашингтоне почему-то недальновидно заключили: дескать, в Афганистане нет полезных ископаемых, «из-за которых следовало бы беспокоиться с дипломатической точки зрения». Беспокоиться стали, когда ещё при монархии СССР начал геологическую разведку в этих местах, а затем в 1980-х стартовала добыча ресурсов в интересах Советского Союза.

Афганистан – государство, где может быть какой угодно политический режим. Главное, чтобы он соответствовал чаяниям афганского народа и смог обеспечить мир и стабильность на этой территории. Страна объективно должна войти в формирующийся российский макрорегион, наряду с Ираном, КНДР, Сирией, Кубой и Венесуэлой. И всякого рода псевдогуманистические контраргументы вроде «прав человека» тут не к месту. Слишком много крови пролили афганцы, отстаивая свой образ жизни – для нас непонятный и неприемлемый. Впрочем, пуштуны, хазарейцы, чараймаки не червонцы, чтоб всем нравится.

* Движение признано террористическим и запрещено на территории России.