Рогозин начал давать результат

Иногда кажется, что Дмитрий Олегович Рогозин возглавляет Роскосмос уже целую вечность. В любом случае это так долго, что мы уже вообще не помним его предшественников, и все успехи и неудачи нашей космонавтики связываем только с ним.

Впрочем, это произошло не просто так. Долго и упорно нам внушали, что в развале Роскосмоса виновен Рогозин, несмотря на то, что все проблемы в российской космонавтике начались задолго до него. Ведь он возглавил Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» лишь 24 мая 2018 года — то есть всего лишь 3 года 7 месяцев назад.

Если мы начнем воспоминать, то все за что мы традиционно ругаем Рогозина, на самом деле началось до него. Постоянные отсрочки запуска «Науки», задержки испытаний «Ангары», воровство при строительстве космодрома «Восточный», высочайшая аварийность.

Мало того, Рогозин был назначен на пост главы Роскосмоса именно для того, чтобы переломить ситуацию, и исправить ворох накопившихся проблем.

Впрочем, вот эта формулировка: «ворох накопившихся проблем» это я как-то дипломатично сказал. На самом деле, то что творилось тогда в нашей космонавтике иным словом кроме как «катастрофа» не охарактеризовать. Воровство на всех уровнях, отрасль по сути была в тупике, производственная деятельность велась с грубейшими нарушениями, что приводило у многократным задержкам по проектам, высочайшей аварийности и росту затрат. Те немногие проекты развития буксовали, увязнув в повальном воровстве.

Как думаете почему на Дмитрия Олеговича была начата эта травля? Ведь он только заступил на должность, но ему не дали никакого времени, его тут же принялись травить. Почему?

Да потому, что он разворошил этот муравейник, он сломал привычную модель обогащения для многих, он первый кто реально начал с этим бороться. Его, по сути, «заказали».

К счастью, он выдержал. С улыбкой и присущим ему чувством юмора просто делал свое дело. Дело долгое, сложное, результат которого невозможно получить быстро. И поэтому многие результаты еще впереди. Но 2021 год стал чуть ли не первым, в котором первые результаты стали видны отчетливо, а некоторые цели были окончательно достигнуты. Давайте вспомним самые яркие из них.

1. Космодром «Восточный»

В 2021 году наш новый Российский космодром впервые заработал полноценно. Если до сих пор в год выполняли по 1-2 пуска, то в ушедшем году состоялось целых 5, причем все они были коммерческие. Активно и с опережением графика идет строительство второй очереди космодром со стартовой площадкой для ракеты «Ангара».

Рогозин инспектирует стройку на «Восточном»

2. Ракета-носитель «Ангара»

В свое время именно Рогозин инициировал перенос производства этой ракеты в Омск, что многими было принято в штыки. На самом деле перенос такого сложного производства на другую площадку — сложнейшая задача. Но именно 2021 год показал, что с этой задачей отлично справились. Напомню, что до этого последний пуск Ангары состоялся в далеком 2014 году, за 4 года до прихода Рогозина в Роскосмос, казалось сам проект закончился неудачей. Именно Рогозин, по сути, спас эту ракету.

3. Запуск модуля «Наука»

Я напомню, что первоначально вывод многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) планировали не позднее 2007 года. Но эта история отлично иллюстрирует тот кошмар, который тогда творился в отрасли:

12 июля 2013 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил, что специалисты РКК «Энергия» вынуждены провести дополнительные работы и проверки на МЛМ «Наука»: выявлено большое количество брака со стороны Центра им. Хруничева, который предстоит устранить. Например, замусоренными оказались трубопроводы системы заправки горючим. Запуск модуля с посторонними частицами в топливной системе мог привести к поломке двигательной системы всей МКС.

Но если вы думаете, что в результате работа закипела, то вы ошибаетесь. МЛМ «Наука» приросла к земле. Даже в 2019 году у модуля продолжали выявлять брак.

25 марта 2019 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин подтвердил информацию от источника в ракетно-космической отрасли о замене старых баков на баки от РБ «Фрегат». Как пояснил Рогозин, со старыми баками возник целый ряд проблем в связи с негодным хранением, в частности, имеются микротрещины, подтвердился факт усталости металла, также на баки утеряна документация.

Вы только вдумайтесь в это: на баки утеряна документация. Утеряна, Карл!

То, что МЛМ «Наука» сейчас работает на МКС — это героический успех! На самом деле, учитывая судьбу модуля, этого не должно было произойти. И то что это все-таки произошло, говорит о титанической работе, проделанной именно внутри госкорпорации — только наладив работу внутри, можно было решить все проблемы, найти весь брак, и успешно пристыковать сложнейший модуль к МКС.

4. Вывод узлового модуля «Причал»
Конечно, по сравнению с МЛМ «Наука», вывод и стыковка «Причала» выглядит как мелочь. Между тем, это единственный модуль МКС, который был полностью построен в России.

Эскизные проекты были утверждены на заседании научно-технического совета РКК «Энергия» 13 января 2011 года.Уже к 2014 году в РКК «Энергия» проведены сборка и успешные заводские контрольные испытания штатного изделия УМ «Причал», после чего он находится на хранении до принятия заказчиком отдельного решения о его запуске. И только при Рогозине в 2021 году этот модуль, пролежав на складе 7 лет, был пристыкован к МКС.

Это самые яркие и значимые, но далеко не все успехи. Что-то нас еще ждет впереди, что-то остаётся в тени как обычная рабочая рутина. Но очевидно — работа Дмитрия Олеговича Рогозина позволила остановить падение нашей космонавтики у самой пропасти, любой кто хотя бы поверхностно поинтересуется тем, что там творилось до него, поймет, что даже если у Рогозина есть ошибки (а не ошибается тот кто ничего не делает), то они просто мелочь по сравнению с тем, что творилось в отрасли ранее.

Впрочем, конечно, работы впереди еще очень много.

Роман Ковригин