Газовый майдан: Молдова дорого заплатит за разрушение отношений с Россией
Прекращение поставок российского газа в разгар отопительного сезона стало для Молдовы перспективой ближайшего будущего. Руководство страны объявляет о введении в стране чрезвычайного положения, «Газпром» угрожает отключить газ, если его продукцию в срок не оплатят, но денег у Молдовы нет. В такой ситуации спасти республику могут только прямые переговоры президента Майи Санду с руководством России, но Санду делает вид, что не видит такого выхода, приближая этим отключение в стране отопления и последующий выход людей на улицы.
«Вчера компания «Газпром» направила «Молдовагазу» официальное письмо, в котором предупредила о намерении прекратить поставки газа в случае непогашения платежа до 20 января. «Молдовагаз» не успел собрать деньги», — заявила премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица.
Глава правительства была вынуждена признать, что в указанный срок «Молдовагаз» внести аванс за полученный в январе из России газ не сможет.
В связи с этим правительство республики обращается к парламенту Молдовы с просьбой объявить в стране чрезвычайное положение.
«Если парламент согласится ввести режим ЧП, то мы предпримем ряд мер, который позволит «Молдовагазу» покрыть недостающую сумму аванса «Газпрому». Правительство отменит НДС для компании и заплатит авансом компенсации за газ, который потребляет население; этого должно хватить, чтобы «Молдовагаз» мог погасить платеж», — объяснила Гаврилица действия исполнительной власти.
Экстренное заседание молдавского парламента должно начаться сегодня. С вероятностью 99% чрезвычайное положение на нем будет введено.
Что изменит это чрезвычайное положение? Ничего. В лучшем случае оно отсрочит катастрофу еще на несколько недель.
В ноябре Молдова уже не смогла заплатить «Газпрому» за газ. Объяснили это техническим сбоем. Мол, бухгалтерия что-то напутала, деньги не смогли вовремя перечислить.
«Газпром» проявил понимание и согласился подождать несколько дней, пока Молдова наскребет денег… в смысле, исправит бухгалтерскую отчетность.
До этого Молдова вообще не могла платить за российский газ. Не говоря уже о любом другом газе. Действие старого долгосрочного контракта с «Газпромом» закончилось, а по установившимся осенью 2021 года на спотовом рынке Европы рыночным ценам платить за газ республике невозможно в принципе.
«Газпром» и в этом случае проявил понимание и дал Молдове ничем для него не оправданную скидку, подписав с «Молдовагазом» новый долгосрочный контракт, в котором была заложена цена на газ намного ниже рыночной. Однако вот уже второй раз за три месяца у Кишинева случается сбой и по оплате газа со скидкой.
Пора уже назвать вещи своими именами: у Молдовы нет денег, она вовсе не в состоянии платить за газ.
Бесплатно поставлять Кишиневу свою продукцию «Газпром», конечно, не будет. Поэтому посреди отопительного сезона Молдова может остаться без газа.
Происходящее в республике — это уже вопрос национальной безопасности. А раз так, то на авансцену должна выходить гарант национальной безопасности — президент страны Майя Санду.
Единственное решение, которое сейчас есть у руководства Молдовы, это звонить в Кремль и договариваться о переговорах с президентом России Владимиром Путиным, чтобы выйти на стратегическое соглашение об условиях оплаты газа по той цене, которую способен вытянуть молдавский бюджет.
Что это будут за условия — оплата по бартеру, передача России каких-либо предприятий в Молдове или еще что, — отдельный вопрос. Но в любом случае соглашение по этим условиям не может быть достигнуто с «Газпромом». Переговоры с российским газовым монополистом — пройденный этап. Нужны выход на политический уровень и политические решения.
Однако президент Майя Санду упорно устраняется от проблемы, демонстрируя, что ситуация в газовой сфере — это вопрос, находящийся в ведении хозяйствующих субъектов, и главе государства заниматься газом мелко.
Вместо того, чтобы обратиться к России, руководство Молдовы продолжает рушить отношения с ней.
Депутаты от пропрезидентской партии PAS делятся догадками о том, что требование «Газпрома» платить за поставляемую продукцию является политическим шантажом со стороны Кремля, потому что 10 лет назад «Газпром» не требовал платить за газ вовремя, а теперь почему-то требует, да еще грозится перекрыть вентиль.
Правительство, сформированное партией PAS, параллельно с обсуждением чрезвычайного положения подписывает план сотрудничества с НАТО на 2022–2023 годы, который предполагает вывод российских миротворцев из Приднестровья при помощи Североатлантического альянса.
Чего молдавская власть хочет добиться такими жестами? Может, она думает, что занимается повышением ставок и рассчитывает так напугать Москву, что она согласится поставлять в Кишинев газ бесплатно, просто «чтобы не было скандалу»? Напрасно. Москва в последние годы на многих примерах показала, что ее истериками о «российской агрессии» не проймешь.
Чего молдавская власть на самом деле добьется антироссийскими выпадами? Того, что переговоры с Россией станут невозможны, потому что для Майи Санду и ее людей в Москве закроются все двери, и те люди, которые могли бы сами предложить помощь, если бы в Кишиневе с ними выстраивали отношения и нормально разговаривали, вовсе перестанут отвечать на звонки.
В результате Молдова останется без газа в отопительный сезон, и молдаване от холода и злости на своих правителей выйдут на улицы.
В конце концов, в Казахстане последней каплей тоже стало повышение цен на газ. В Молдове же население ясно понимает связь нынешнего газового кризиса с просчетами своего руководства.
Правительство Молдовы до последнего тянуло с переговорами по новому контракту с «Газпромом» и инициировало их только осенью, когда цены на мировом газовом рынке взлетели до заоблачных показателей.
Майя Санду самоустранилась от решения проблемы, с которой связано физическое благополучие населения. Всего месяц назад у нее была отличная возможность поговорить насчет газа с Владимиром Путиным — приглашение на саммит лидеров стран СНГ в Санкт-Петербург. Президент Молдовы это приглашение отклонила без всяких вразумительных причин.
За год во главе Молдовы Санду почти не пыталась и потому не смогла выполнить одно из своих ключевых предвыборных обещаний: выстроить системное конструктивное взаимоуважительное сотрудничество с Россией.
И теперь может поплатиться за это газовым майданом в Кишиневе.