«Пациент не жилец»: Кто и как будет расплачиваться за поставки оружия после развала Украины

Писать о долгах Украины сейчас достаточно сложно, потому что последняя достоверная отчётность датируется примерно декабрём. А с тех пор режим Зеленского повысил интенсивность попрошайничества до эпических размеров (даже по украинским меркам), так что точную цифру сегодня назвать нереально.

По состоянию на 31 декабря 2021 года госдолг (государственный и гарантированный государством) составлял 97,95 миллиарда долларов. За 2021 год он вырос на 7,7 миллиарда долларов (на 8,5%).

Прогноз МВФ на нынешний год не называет конкретную цифру, а туманно говорит о росте госдолга до 86,2% от ВВП. Однако эта цифра представляется неоправданно оптимистичной. Прежде всего потому, что экономика Украины с начала российской спецоперации уже просела на треть, ВВП за первые три месяца нынешнего года упал на 35% по сравнению с прошлогодними показателями. Эту величину падения МВФ считает прогнозной и в отношении всего года в целом. Но, например, Всемирный банк гораздо более пессимистичен и прогнозирует падение ВВП Украины на 45% в годовом исчислении.

Опять же, отнюдь не понятно, какие территории останутся в составе Украины к концу этого года (если вообще останется такое государственное образование, что с каждым днём всё более сомнительно благодаря действиям как режима Зеленского, так и поведению его так называемых западных союзников). Соответственно, невозможно толком посчитать оставшийся ВВП.

Но это уже вопросы внеэкономического характера. Мы же вернёмся к чисто экономическим показателям. Например, дефицит государственного бюджета Украины, по прогнозам всё тех же западных институций, вырастет с 4% в прошлом году до 17,8% в нынешнем. Обычно при дефиците в 7% от ВВП уже считается, что «пациент не жилец». А тут почти 18% (и ещё не вечер).

Плюс к этому множество незапланированных расходов в виде поспешных закупок вооружения (половина которого потом спешно перепродаётся в Африку и на Ближний Восток, только прибыль от этого идёт уже не в госбюджет, а в карманы конкретных чиновников и военных), на закупку ГСМ взамен уничтоженных, на ремонт транспортной инфраструктуры и так далее. Например, ВСУ в панике взорвали кучу мостов, зачастую вообще бессмысленно (или в тех местах, откуда российские войска ушли). А за какие деньги теперь это всё восстанавливать?

Опять же, непонятно, засчитывают ли МВФ и ВБ в свой прогноз по росту госдолга Украины так называемый ленд-лиз? Ведь это всё поставляется не безвозмездно, то есть даром, за красивые глаза (у Зеленского они явно недостаточно красивые), а в долг. Плюс свои проценты от всего поступающего должны разворовать сам Зеленский и «его молодая команда». На счёте у весёлого и находчивого пока «всего» 850 миллионов долларов, а так хочется стать миллиардером…

Картина в экономике ужасающая. Ею никто не занимается. Сотни тысяч человек выключены из производительных сил, потому что бегают по улицам с автоматами в составе всяческих тероборон. Посевная провалена. Госрезерв пуст (там всё распродано ещё в 2019 году, когда Зеленский только дорвался до власти). Единственная стабильная статья доходов — это платежи за транзит российского газа в Европу. Но команда самоубийц Зеленского делает всё, что может, чтобы этот транзит угробить и остаться окончательно без денег.

Любой рачительный хозяйственник знает, что сеять хлеб и продолжать торговлю нужно даже во время самой тяжёлой войны (для сравнения: ВВП СССР в самые тяжёлые моменты Великой Отечественной войны, которая была тотальной, никогда не проседал более чем на 10%). Иначе будет не на что содержать армию. Если бы Зеленский и его команда учили историю, то знали бы, что из-за провалов в экономике проиграно войн не меньше, чем из-за проигранных сражений. Но они явно в школе прогуливали уроки, а вместо учёбы в университете Вова смешно шутил в КВН. Поэтому до сих пор считает, что войну можно выиграть, публикуя интервью в западных СМИ. История про собственноручное отражение Зеленским российского десанта очень смешная, правда.

При этом Зеленский заявляет, что ему нужно по 7 миллиардов долларов в месяц. Тут невольно вспоминается старый анекдот («Съесть-то он съест, только кто ж ему даст?»). В Европе, конечно, отдельные страны очень ненавидят русских, но у них самих в экономике жёсткие проблемы. Продать лохам немного замшелого старья со складов ещё советских времён — это одно. А давать миллиарды плохо замаскированным жуликам, чтобы те их разворовали, — это другое. Даже США заявили, что из выделенной для Украины помощи осталось всего 250 миллионов (и то на их освоение уже очередь из «своих» стоит).

Долг растёт, экономика умирает, ВВП падает… Всё это классические признаки наступающего банкротства. Хлеба нет, но элиты Украины едят пирожные (в виде люксовых автомобилей). Даже если бы боевые действия каким-то чудом остановились сегодня, Украина из самой бедной страны Европы отброшена уже в африканские рейтинги. А Зеленский и его хозяева продолжают этот разрушительный спектакль.

Непонятно, кто будет рассчитываться по этим долгам. Если Украина исчезнет как административно-территориальное образование, то их придётся списывать. Или же она сохранится в формате «Львов и окрестности». Тогда эти долги станут заведомо безнадёжными, ибо промышленности на Западной Украине почти нет, а выживает она почти исключительно за счёт денег, присылаемых гастарбайтерами.

Повесить долги на ЛНР, ДНР или Новороссию, если она будет образована в таком формате, не получится, ибо республики Донбасса в 2014 году признали киевский режим незаконным. Собственно, вокруг этого и развивалось противостояние. Кроме всего прочего, на эти деньги Киев и воевал против Донбасса. В любом случае возврат долгов Украины становится всё более призрачной перспективой.

Александр Роджерс