Забытый Бжезинский: предостережение, которого Америка не услышала
Дня не проходит без того, чтобы мировая (она же западная) медиамашина и её местные подголоски не извещали о том, что в нынешних событиях на Ближнем Востоке целиком и полностью виноваты только палестинцы. Утверждается, что 7 октября сего года они якобы ни с того ни с сего напали на безупречно мирное государство Израиль, вынужденное принимать ответные меры для самозащиты. Как будто до указанной даты вообще не происходило ничего, кроме большого взрыва Вселенной. Самом собой, в таких СМИ палестинцев огульно называют не иначе как террористами.
Мы не станем вступать в дискуссию с явными демагогами, тем более что спорить с такого рода пропагандой только время и самоуважение терять. Тем более что у нас на этот счёт имеется куда более известный миру единомышленник, который уже давно объяснивший подобным «свидетелям конечной истины», почему именно они категорически не правы.
Кто же это? Не кто иной, как бывший советник по национальной безопасности президента США в конце 1970-х годов (и, кстати, ярый американский гегемонист и совсем не друг России) поляк по происхождению Збигнев Бжезинский. Надо признать, он был далеко не глуп.
Зная об американской внешней политике едва ли не всё, потому что сам её в своё время формировал, ещё 18 лет тому назад Бжезинский пришёл к выводу о взятом Америкой неверном курсе, предупреждая об этом власти своей страны. Однако за прошедшее с тех пор время американские лидеры только усугубили ошибки, ведущие пресловутый «град на холме» прямиком к катастрофе
В своей статье «Америка терпит катастрофу», опубликованной в газете Los Angeles Times в 2005 году, Бжезинский объяснил, откуда растут ноги у так называемого терроризма настолько популярно и исчерпывающе, как будто он жив до сих пор и своими глазами видит то, что сегодня происходит на Ближнем Востоке:
«Террористами не рождаются, а становятся – под воздействием конкретных событий, личного опыта, представлений, фобий, национальных мифов, исторической памяти, религиозного фанатизма и сознательного «промывания мозгов». Ими становятся под влиянием телевизионной «картинки», в особенности возмущения, охватывающего людей, когда они видят, что вооруженные до зубов чужеземцы, как им кажется, грубо попирают достоинство их единоверцев. Острое чувство политической враждебности по отношению к Америке, Британии и Израилю побуждает не только жителей Ближнего Востока, но и уроженцев таких удаленных от него стран, как Эфиопия, Марокко, Пакистан, Индонезия и даже государства Карибского бассейна, пополнять ряды террористов».
Президент США Джимми Картер и помощник президента по нацбезопасности Збигнев Бжезинский ведут переговоры с представителями руководства КНР. 1979 г. Примечательно, что и Картер, и Бжезинский были членами частного Совета по международным отношениям, который считался мозговым центром американской геополитики. То есть и в те времена политикой США управляли теневые структуры. Фото: AP
Президент США Джимми Картер и помощник президента по нацбезопасности Збигнев Бжезинский ведут переговоры с представителями руководства КНР. 1979 г. Примечательно, что и Картер, и Бжезинский были членами частного Совета по международным отношениям, который считался мозговым центром американской геополитики. То есть и в те времена политикой США управляли теневые структуры. Фото: AP
Следует подчеркнуть, что в этом высказывании Бжезинского нет даже намёка на оправдание терроризма как явления. Его волновало другое, а именно то, что Америка своей безрассудной политикой фактически сама провоцирует ту волну ненависти, которая со временем может смести её с лица земли. Фактически видный теоретик американской геополитики уже тогда осознавал, что его страна движется по неверному и чрезвычайно опасному для них пути.
«Лет 60 назад Арнольд Тойнби в своем фундаментальном труде «Исследование истории» сформулировал следующий вывод: причиной крушения любой империи в конечном итоге становятся «самоубийственные действия ее лидеров». Увы, каким бы жестким приговором это ни звучало с точки зрения исторических итогов деятельности Джорджа У. Буша, да и будущего Америки, именно такое определение представляется наиболее уместным для политического курса, которого придерживается руководство Соединенных Штатов со времен великого потрясения 11 сентября 2001 г.
Упорное нежелание администрации учитывать политические корни террористической угрозы лишь способствует сочувственному отношению мусульман к террористам. Попытки убедить американцев в том, что главным мотивом террористов является абстрактная «ненависть к свободе», а их действия определяются враждебностью ко всей западной цивилизации – не более чем самообман….
За последние четыре года команда Буша вполне реальным и весьма опасным образом подорвала, казалось бы, гарантированное американское первенство на международной арене, превратив контролируемую, пусть и серьезную, угрозу в основном регионального происхождения в источник катастрофического международного конфликта. Из-за своего громадного могущества и богатства Америка еще какое-то время в состоянии проводить политику, формулируемую с помощью высокопарной риторики и осуществляемую без учета исторического опыта. Однако это, скорее всего, обернется ее изоляцией и враждебностью окружающего мира, усилит угрозу терактов на ее территории и постепенно подорвет ее конструктивное международное влияние. Ворошить палкой осиное гнездо, громко заявляя при этом: «Я не сойду с курса», – типичный пример катастрофической некомпетентности государственного руководства».
Эти слова Бжезинского почти двадцатилетней давности выглядят так, как будто написаны только вчера, после прочтения очередной «программной» статьи нынешнего хозяина Белого дома Джо Байдена, талдычащего ровно те же мантры, которыми оправдывали свои внешнеполитические провалы все его предшественники, с поправкой на место и время:
«И Путин, и ХАМАС борются за то, чтобы стереть с лица земли соседнюю демократию. И Путин, и ХАМАС надеются разрушить более широкую региональную стабильность и интеграцию и воспользоваться возникшим беспорядком. Америка не может и не позволит этому случиться. Ради наших собственных интересов национальной безопасности — и на благо всего мира.
Соединённые Штаты являются важнейшей нацией. Мы сплачиваем союзников и партнёров, чтобы противостоять агрессорам и добиваться прогресса на пути к более светлому и мирному будущему. Мир ожидает от нас решения проблем нашего времени. Это долг руководства, и Америка будет руководить. Ведь если мы отойдем от сегодняшних проблем, риск конфликта может возрасти, а затраты на их решение будут только расти. Мы не позволим этому случиться…
Мы удерживаем американские войска от участия в этой войне, поддерживая храбрых украинцев, защищающих свою свободу и родину. Мы предоставляем им оружие и экономическую помощь, чтобы остановить стремление Путина к завоеваниям, прежде чем конфликт распространится дальше».
Стоит только подставить вместо «Путин и ХАМАС» «Ирак и Саддам Хусейн», как вся эта взбудораженная риторика дня сегодняшнего станет практически неотличимой от того времени, о котором писал «старина Збиг». Тогда США под предводительством «техасского ковбоя» Джорджа Буша-младшего точно также возвещали казавшиеся победоносными победы, обернувшиеся в итоге полным крахом.
1 мая 2003 года, Буш выступает на борту авианосца «Авраам Линкольн». На фоне плаката с надписью: «Миссия выполнена». По заранее подготовленной бумажке он возвестил завершение основных боевых действий в Ираке. Утверждения Буша и используемые им символы становятся всё более спорными перерастания иракского сопротивления в полномасштабную войну. Подавляющее большинство жертв со стороны оккупантов и местного населения пришлись на период после 2003 года: американские войска воевали в Ираке еще восемь лет. В современной культурной традиции фраза «миссия выполнена» часто используется для обозначения опасностей слишком раннего объявления о победе в кризисных ситуациях
В заключение своей наполненной мрачными для США прогнозами статьи 18-летней давности Бжезинский все-таки оставил в мрачном будущем Америки небольшой просвет – в том случае, если она образумится и начнёт проводить более взвешенный курс:
«Но возможен и другой исход. Время для реальной корректировки политического курса еще не ушло и начать ее следует с умеренной и разумной инициативы президента по привлечению лидеров демократической фракции в конгрессе к серьезным усилиям по выработке «двухпартийного» внешнеполитического курса для страны, все больше охваченной расколом и тревогой. При наличии межпартийного консенсуса будет легче не только поумерить критерии успеха в Ираке, но и вывести войска из этой страны – возможно, это следует сделать уже в будущем году. Чем скорее Соединенные Штаты уйдут из Ирака, тем скорее шииты, курды и сунниты самостоятельно добьются политического компромисса относительно управления страной или новая власть определится в силовой борьбе.
Выработав внешнеполитический курс, пользующийся одобрением обеих партий, и избавившись от иракской проблемы, мы сможем без помех приступить к разработке концепции конструктивных действий на Ближнем Востоке, сосредоточенной на решении иранского вопроса и проблемах израильско-палестинского мирного процесса, а также восстановить легитимность статуса Америки на международной арене».
С тех пор, однако, не изменилось ровным счётом ничего. Никакая «миссия» до сих пор не выполнена, что явно указывает на её невыполнимость в принципе. Даже из Ирака американские войска полностью не ушли, хотя в Пентагоне громогласно объявляли об «окончательном выводе» не один раз. Тем не менее прямо сейчас военные базы США на земле древней Месопотамии находятся под обстрелами. Отсутствуют какие-либо сдвиги и в части достижения общенационального консенсуса, на который так уповал американский патриот польского происхождения. Наоборот, все стало намного хуже, и нарастающая по мере приближения к выборам-2024 клановая грызня в Штатах всё больше приближается к грани гражданской войны.
Впрочем, всё это никоим образом не влияет на дежурную решимость обезумевших хозяев Белого дома и Госдепа «отстаивать демократию» там, где её вообще нет, и утверждать своё «мировое лидерство» там, где их об этом никто не просит. Нам же остаётся вслед за Бжезинским лишь повторить слова выдающегося западного историка и философа Арнольда Тойнби о том, что причиной крушения любой империи в конечном итоге становятся «самоубийственные действия ее лидеров». Америка неуклонно движется к этой цели.