«Раздел Польши»: Путин ударил по Варшаве вслед за немцами
Президент России Владимир Путин в очередной раз указал на роль Польши в развязывании Второй мировой войны. Перед этим председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пригрозила Варшаве изгнанием из ЕС. Непонятно, какое из этих двух заявлений сильнее бьет по позициям Польши на международной арене: для польских властей двойной удар с Востока и Запада ассоциативно можно сравнить с очередным разделом Речи Посполитой между русскими и немцами.
Президент России заявил, что понимает «сегодняшнее польское руководство по поводу событий 1939 года» — нападения на Польшу гитлеровской Германии и последующего отторжения от Польши и присоединения к СССР Западной Украины и Беларуси.
«Но когда им говоришь: ребята, посмотрите, что происходило чуть-чуть раньше. Вы же поучаствовали вместе с Германией в разделе Чехословакии. Ну вы же фитиль этот подожгли, открыли пробку, джинн вылетел, и его уже туда не загонишь», — сказал Владимир Путин на заседании Международного Валдайского клуба.
Для Польши критично не столько то, что говорит Путин, сколько то, что это говорит именно Путин.
Российский лидер референтен для глобальной аудитории: он способен «подсветить» для Запада и не только Запада неблаговидную роль Польши в разжигании Второй мировой войны так, как никто другой в мире.
Именно с этим связан скандал двухлетней давности, когда Путин назвал «антисемитской свиньей» посла межвоенной Польши в Третьем рейхе за его одобрение планов Адольфа Гитлера переселить всех польских евреев на остров Мадагаскар.
«Антисемитская свинья» в устах президента России вывела тему причин Второй мировой за рамки польско-российских отношений и обеспечила ей международный резонанс. Люди по всему миру полезли узнавать, на кого это ругается Путин, и узнали о российском видении событий 1939 года.
Тогда потрясение официальной Варшавы от масштаба дискредитации Польши было так велико, что в канцелярии президента Анджея Дуды организовали оперативный штаб из историков, которые должны были отслеживать выступление российского президента на Форуме Холокоста и моментально опровергать, если Путин снова проедется по полякам.
На этой неделе случился рецидив той крайне неприятной для польского руководства истории.
Уходящая неделя вообще выдалась для Варшавы трудной.
Польше впервые на самом высоком европейском уровне публично пригрозили изгнанием из ЕС.
«В первую очередь мы можем оспорить в судебном порядке вердикт Конституционного суда Польши. Еще один вариант — это финансовые инструменты. Третий вариант — процедура в рамках статьи 7 [Договора о Европейском союзе]. Это мощный инструмент, и мы должны вернуться к нему», — заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая на посвященной «неподобающему поведению» Польши пленарной сессии Европарламента.
Статья 7 Лиссабонского договора предполагает лишение страны — члена ЕС права голоса в Европейском совете — высшем коллективном органе Евросоюза. Этой мерой Польше угрожают уже много лет. Однако теперь глава Еврокомиссии пошла еще дальше и упомянула о возможности запуска процедуры проверки соответствия Польши статусу страны — члена ЕС.
Выдворением из «дружной европейской семьи» Варшаве в Брюсселе доселе не угрожали.
Для польского руководства ситуация, когда сама Европа намекает ему на Polexit, столь же гнетуща, как слова Путина об ответственности Второй Речи Посполитой за разжигание Второй мировой войны.
Ныне правящая в стране правоконсервативная партия «Право и справедливость» совершенно серьезно называет Польшу «Христом Европы». Дескать, Вторая Речь Посполитая приняла на себя все грехи европейцев и искупила их, принеся себя в жертву во Второй мировой войне.
Современная Польша занимается примерно тем же: жертвует собой, стоя на страже Европы от «российской агрессии» и мигрантов Александра Лукашенко.
Что поляки слышат в ответ от «спасаемых» ими европейцев? Оскорбления и угрозы.
«Любой, кто отвергает верховенство Европейского суда, кто отвергает Европейский союз как правовое сообщество, кто отвергает независимость правосудия, тот фактически покидает Европейский союз как правовое сообщество», — сказал председатель Европейской народной партии Манфред Вебер премьер-министру Польши Матеушу Моравецкому, указав ему, что поведение поляков «радует Путина».
Манфред Вебер, между прочим, немец. Как и Урсула фон дер Ляйен.
Это удар с Запада.
После этого не к ночи помянутый Путин напомнил миру, что Польша на своем крестном пути ко Второй мировой, в отличие от Христа, была небезгрешна.
Это удар с Востока.
Для Варшавы сложившаяся ситуация — это как очередной раздел Речи Посполитой между русскими и немцами.
Аналогия еще и в том, что «между немецким молотом и русской наковальней» Польша снова одна. В конфликте с ЕС на ее стороне только Венгрия — второй изгой европейской интеграции. Все остальные страны ЕС либо осуждают, либо отмалчиваются, что тоже на руку осуждающим.
Напомним, что нынешнее обострение между Брюсселем и Варшавой — из-за решения Конституционного суда Польши ставить национальное законодательство выше права ЕС.
Даже страны Прибалтики — и те не поддержали Польшу в ее конфликте с ЕС.
Недавний визит президента Анджея Дуды в Вильнюс закончился провалом в самом главном. Литва не поддержала союзника: ее лидеры не заявили во всеуслышание, что недопустимо пугать страну изгнанием из ЕС за стремление к суверенитету и независимости.
С такими «союзниками», как Литва, Польше впору готовиться к очередному в ее истории «героическому поражению».