Почему враг Горбачева не стал лидером СССР вместо него. И не спас Советский Союз
Фигура Григория Романова до сих пор противопоставляется Михаилу Горбачеву. Для многих коммунистов он тот самый спаситель, что мог предотвратить перестройку и гибель Советского Союза. По крайне мере у Романов был на это шанс, ведь именно он являлся главным кандидатом консервативных в Кремле сил в борьбе за пост генерального секретаря и лидера СССР. Вот его история.
Биография Григория Романова идеальна для лидера КПСС. Ребенок в многодетной семье, ветеран войны и строитель кораблей на заводе Жданова. Его партийная карьера началась в Ленинграде в 1950-х годах и через 20 лет он уже рулит северной столицей в должности главы горкома.
Эти 13 лет сурового руководства Романова запомнились ленинградцам грандиозной стройкой — 20 станций метро, дворцы и театры, спортзалы. Ленинград начинает выпускать знаменитый трактор «Кировец», спускает на воду атомный ледокол «Арктика», запускает атомную электростанцию и строит дамбу от наводнений на Неве.
Одновременно Григорий Васильевич косит серпом антисоветчину и закручивает гайки. При нем выселяют из города диссидентов и вольнодумцев. Романов заставляет бежать за границу Бродского, Довлатова, запрещает книги Даниила Гранина.
Интеллигенция называет Романова «рупором застоя», а Романов не любит евреев.
Успехи в управлении Ленинградом замечают в Москве, его продвигает глава КГБ Андропов. Григория Романова переводят в Кремль в 1983 году, он курирует здесь важнейший для страны военно-промышленный комплекс как член ЦК КПСС.
Романов попадает в самое начало заката великой эпохи — умирает Суслов, умирает Косыгин, уходят великие коммунисты создавшие мировую империю. И перспективный Романов каждый раз является кандидатом на пост генсека, но никак не может сесть на красный трон.
Когда умрет Брежнев его обойдет Андропов, когда умрет Андропов его обойдет Черненко, умрет Черненко — трон захочет Горбачев. Против Романова всегда действовали более влиятельные силы, все умирали слишком быстро и Григорий Васильевич не успевал набрать голосов и политический вес в Политбюро ЦК КПСС.
В 1985 году у Григория Романова набралось немало сторонников из числа консервативных коммунистов, не желающих решительных перемен. Впервые у ленинградца появляется шанс захватить власть, но на стороне веселого Горбачева весь Запад, грозный министр иностранных дел Громыко, а еще Грузия, Украина и Казахстан.
В решающий час группа Горбачева сделала всё быстро, когда Григорий Романов находился в отпуске и о смерти Черненко не знал. Буквально за день вместо обычных пяти, 11 марта 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев сел на трон в Кремле и начал свою перестройку. А после его победы Романова в Политбюро заменили на грузина Шеварднадзе и отправили на пенсию.
Сам Романов говорил об этом так: «Горбачёва никто всерьёз не рассматривал, но когда я прибыл в Москву на следующий день, он уже всё проделал, не дожидаясь нас. Горбачев уже заключил тайную сделку со всеми».
Но если бы Романов вместо Горбачева возглавил СССР, в 1985 году нас бы ждал другой путь. Путь вражды с Западом и гонки вооружений, афганская война не была бы закончена бездарно, а страны Восточной Европы не сбежали бы от социализма так просто. Берлинская стена стояла бы на своем месте, и пулеметы косили бы немцев, пытающихся проломить ее.
А внутри СССР продолжался бы застой — стабильность и зарплаты, вклады в Сбербанке не украдены государством, а рокер Виктор Цой валит в Сибири лес, Романов затеял бы наверняка мегастройку на должности генсека. Как бы Романов платил за все в условиях дешевеющей нефти и падающего бюджета неясно. Но совершенно ясно, что СССР генсек Романов сохранил бы любой ценой.